Нацбанк создаст реестр всех банковских счетов украинцев — СравниБанк

Вeрxoвнaя Рaдa пoддeржaлa в пeрвoм чтeнии зaкoнoпрoeкт №8296 “oтнoситeльнo сoздaния экoнoмичeскиx услoвий для усилeния зaщиты прaв дeтeй нa дoлжнoe сoдeржaниe”. Нa всe oбсуждeния и гoлoсoвaниe дeпутaты пoтрaтили рoвнo 10 минут.

В зaлe нe нaшлoсь ни oднoгo дeпутaтa, кoтoрый прoгoлoсoвaл бы прoтив нoрм прoeктa. Xoтя нeкoтoрыe из ниx вeсьмa сомнительны и окажут влияние не только на недобросовестных родителей, но и на всех без исключения украинцев. Причем просчитать глубину и последствия этого влияние сейчас довольно сложно.

Законопроект №8296 по сокращенной процедуре подготовят ко второму чтению, добавив в него нормы альтернативного документа №8296-1. И, судя по единодушию нардепов, примут во втором чтении в самое ближайшее время.

Сосчитают все

Одно из ключевых нововведений законопроекта – определение размера алиментов, которые надлежит выплачивать покинутым детям. Депутаты не стали менять размер гарантированных выплат, оставив их на уровне 50% от прожиточного минимума. Но ввели понятие «рекомендованных алиментов», который приравняли к 100% прожиточного минимума для соответствующего возраста ребенка (на детей до 6 лет выплаты составят 1492 грн., для подростков — 1860 грн. по сегодняшним нормам).

При этом суд, определяя размер алиментов, больше не должен будет ограничиваться лишь официальными данными о доходах горе-родителя. Если траты последнего будут превышать размер подтвержденного дохода, служители фемиды вольны присуждать сколь угодно высокие выплаты на свое усмотрение, а также с учетом обоснованных пожеланий законного опекуна.

К примеру, тот может объяснить желаемый размер алиментов особенностями и дополнительными потребностями ребенка. Причем закон не ограничивает фантазию родителя в этом вопросе одними только медицинскими показаниями. В ход можно будет пускать, например, потребность в специальном образовании для развития талантов малыша. Главное, чтобы все эти траты стимулировали его “гармоничное развитие”. К тому же закон устанавливает требование обязательной индексации выплат — либо по договоренности между родителями, либо в принудительном порядке через суд.

Суд при этом получит право собрать полную информацию об имущественном состоянии сбежавшего родителя. Машины, квартиры, в том числе арендованные, стоимостью свыше 50 прожиточных минимумов можно будет учитывать при определении размера выплат. В довесок к этому, разрешат использовать всю полноту информации о средствах на счетах.

Самый страшный реестр

Причем спрятать барыши, рассовав их по счетам десятка банков, больше не выйдет. «Детский закон» обязывает Нацбанк в трехмесячный срок подготовить всю нормативку, а через полгода после принятия закона запустить в эксплуатацию реестр всех без исключения счетов украинцев.

В нем будет собраны данные об остатках на счетах, движении средств по ним в привязке к каждому человеку – вне зависимости от того, является ли он должником по алиментам, и без ограничения сумм на счете. Именно эта норма и вызывает наибольшие опасения и несет существенные риски. Ведь под благим предлогом борьбы за права детей НБУ наделят правом полного доступа к остаткам и без того сильно похудевшей банковской тайны.

А со временем данные монстроподобного реестра смогут использовать не только для борьбы со злостными неплательщиками алиментов. Доступ к ней наверняка получат и прочие госорганы.

Примечательно, что авторы обоих законопроектов, внося соответствующие изменения в закон «О национальном банке», не сочли нужным прописать хоть какие-нибудь ограничения для регулятора. Все правила создания реестра, его ведения и доступа к нему третьих лиц пропишет сам Нацбанк.

Алиментщиков защитят

Базовый законопроект №8296 преследует одну единственную цель – заставить горе-родителей заплатить детям. Мер для этого прописали немало. Тут и запрет на отчуждение имущества (причем, что крайне важно, не только алиментщиков, но и всех лиц, внесенных в реестр должников), уголовная ответственность за уклонение от принудительных работ, табу на занятие должностей в госаппарате и масса других инициатив.

Автор же альтернативного проекта, Роман Семенуха, позаботился не только о покинутых детях и их родителях. Но и о тех, кого принято считать «плохими отцами». Дабы не оставить их не у дел, депутат даже привлек к написанию законопроекта общественную организацию «Отец имеет право».

Причем, похоже, предложенные им нормы во многом будут учтены в финальной версии «детского закона». Среди таких, например:

- Ответственность для опекуна, который препятствует законным свиданиям ребенка со вторым родителем (штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов);

- Право органов опеки осуществлять контроль за целевым использованием выплаченных алиментов путем проведения выездных проверок не реже одного раза в 3 месяца;

При этом проверяющие могут требовать от родителя документальное подтверждение всех затрат на ребенка, сумма которых превышает 0,1 прожиточного минимума. А проверку сможет инициировать сам плательщик алиментов, подав соответствующее заявление. В таком случае ему позволят присутствовать при проверке, а по ее результатам обязаны будут предоставить ему письменный отчет.

- Срок «алиментной давности» ограничат 10-ю годами;

По новому закону суд сможет требовать выплатить алименты задним числом. Но не более, чем за 10 лет до обращения. Причем за плательщиком оставят право доказать, что он исправно отправлял детские деньги ребенку. И если сумма таких платежей превысит установленный судом размер, родителя освободят от выполнения обязательств задним числом.

business.vesti-ukr.com 
08:38 | 17 Май 2018