Астрономы впервые открыли "железную" экзопланету размером с Марс – новости на УНН | 2 декабря 2021, 22:00

Aстрoнoмы впeрвыe oткрыли «жeлeзную» экзoплaнeту рaзмeрoм с Мaрс

КИEВ. 2 дeкaбря. УНН. Oрбитaльнaя oбсeрвaтoрия TESS oбнaружилa в oкрeстнoстяx сoсeднeй звeзды GJ 367 крaйнe нeбoльшую и при этoм очень плотную экзопланету размером с Марс, чьи недра почти полностью состоят из железа. Об этом сообщает Массачусетский технологический институт (MIT), информирует УНН.

Цитата

«Мы обнаружили экзопланету размером с Марс, которая при этом похожа по составу и виду на Меркурий. Она относится к самым маленьким экзомерам, открытыми за все время наблюдений. Мы предполагаем, что она совершает один оборот вокруг звезды всего за восемь неполных часов», — заявил ведущий научный сотрудник MIT Роланд Вандерспек.

Детали

Вандерспек и его коллеги сделали открытие во время наблюдений за красным карликом GJ 367, которые проводили с помощью орбитального телескопа TESS. Это светило относится к одной из ближайших к Солнцу звезд, расположенных в созвездии Паруса. По текущим оценкам ученых, красный карлик GJ 367 удален от нас лишь на 30 световых лет.

Как обнаружили астрономы, яркость этого светила периодически снижалась вследствие того, что его свет ограждали небольшая планета, которые делали оборот вокруг звезды меньше чем за восемь часов. Дальнейший анализ данных TESS, а также из наземного спектрографа HARPS, помог планетологам определить точную массу этого экзомера, а также определить его размеры и состав.

Как оказалось, планета GJ 367b имела крайне небольшую массу и размеры — она примерно вдвое легче за Землю и при этом сравнима с Марсом по радиусу. При этом она оказалась чрезвычайно плотной — по этому параметру она сравнима или даже превосходит Меркурий. Это говорит о том, что ее мир почти полностью, на 86% или более, состоит из железа или его металла с никелем и другими металлами.

По оценкам исследователей, типичные температуры на поверхности GJ 367b превышают 1,5 тыс. градусов Цельсия, что говорит об отсутствии жизни на планете. При этом астрономы не исключают, что в этой звездной системе присутствуют и другие каменистые планеты, имеющие атмосферу и большие запасы жидкой воды. В ближайшее время ученые начнут их поиски.

Телескоп TESS

Орбитальный телескоп TESS, предназначенный для наблюдений за экзопланетами, было выведено в космос в апреле 2018 года. Он стал своеобразной заменой для его предшественника, обсерватории «Кеплер», запущенной в 2009 году, которая открыла более четырех тысяч экзопланет за 8 лет работы.